Полжизни в пути - исповедь дальнобойщика
Для большинства рядовых водителей фура на трасе - это обычная машина, только очень большая. Да и водитель ее - типичный неотесанный мужлан, который только и способен, что «баранку» крутить, да подпевать видавшей виды магнитоле хриплым прокуренным голосом. То, что дела обстоят далеко не так, никто даже не задумывается, а зря. Еще с приходом кризиса 2009 года, профессия дальнобойщика подверглась серьезным изменениям - в нее устремились все от учителей до бизнесменов, меняя привычные уклады и создавая новые традиции.
Сегодняшний дальнобойщик - это достаточно умный человек с прагматичными взглядами на окружающий мир. Но чем же является та часть его жизни, что проходит в дороге? Мы опросили более 100 дальнобойщиков из разных городов и готовы поделиться вами получившимися результатами.
Пора в путь-дорогу...
Путь любого автомобиля начинается с автозаправки. Бак большинства фур рассчитан на 1,5 тонны дизельного топлива, пока он наполнится, пройдет далеко не 10 минут. А в это время остальным водителям приходится коротать время на местных автостоянках. Все бы ничего, да только большая часть из них - платные, а годно оборудованы не более трети.
Поэтому настоящим местом для отдыха у большинства служит кабина их большегруза. Более того, современная фура вполне может сойти за полноценный дом на колесах. Благодаря высокому потолку кабины водитель имеет возможность стоять, выпрямившись. За водительским местом притаилась односпальная кровать с настоящим матрасом, одеялом и подушкой. А чуть поодаль от них можно обнаружить плиту и холодильник. Чего еще желать?
Еду, кстати, многие дальнобойщики, по их же словам, предпочитают готовить сами. Если в России и ближайших странах еще можно побаловать себя походами в недорогие кафе, то в Европе средний ланч будет стоить не менее 500 - 700 р. Куда проще закупить продуктов и самому сварганить какое-нибудь блюдо. И для кошелька лучше и для себя польза.
Хотелось бы добавить, что если раньше кабины фур пестрели от различной бутафории, то сегодня все больше водителей отдают предпочтение минимализму - одной иконе на торпеде. Так и угол обзора шире, и гораздо удобнее. Но, вернемся к дороге. Ведь, как только бак будет наполнен, можно отправляться в путь.
Чего ждать от дорог
В среднем фура движется по дороге со скоростью 90 км/ч. В день она проезжает до 700 км. В месяц удается выполнить 1 - 2 рейса, каждый из которых занимает не менее 10-12 дней. Ясное дело, что дома водители редко бывают дольше недели. Что, впрочем, не мешает им вести вполне счастливую семейную жизнь.
Самыми страшными на дороге по-прежнему остаются аварии. Ведь несмотря на то, что практически все дальнобойщики - профессиональные водители, выйти из заноса, взобраться на обледенелый подъём или удержать машинку, вес которой достигает 20 тонн, на влажной обочине бывает ой как не просто.
Да и незначительные поломки могут существенно затормозить движение. Если раньше практически весь ремонт производился своими руками во время пути, то современные авто уже требуют обязательного сервисного обслуживания.
Не отдохнул - штраф
Рабочий день дальнобойщиков не нормирован, он начинается тогда, когда подошла к концу предыдущая смена. А это может быть и 4 часа утра, и 18 часов вечера и 14 - дня. Из-за погодных условий также нередко приходится путешествовать в ночное время, а днем осуществлять вынужденный простой. Поэтому, чтобы хоть как-то отслеживать соблюдение водителями режима труда и отдыха, многие кабины были оснащены тахографами - приборами, позволяющими отслеживать активность дальнобойщиков. Проработал свыше 9 часов без перерыва - получи штраф.
Досуг и развлечения
Как отмечают сами дальнобойщики, поток желающих путешествовать автостопом в последние годы практически иссяк. Редко когда можно встретить человека - двух. Но это вовсе не означает, что водителю приходится скучать. Напротив, быстро меняющиеся пейзажи за окном, разговоры по рации, любимая музыка из колонок - когда уж тут скучать.
Некоторые затейники даже устраивают гонки на фурах, на манер соревнований по бездорожью, проводящихся в нашей стране с 1949 г. Кстати, именно эти гонки и послужили основой для столь популярных сегодня увлекательных игр про скоростных дальнобойщиков.
Как видите, дальнобойщик - это уже не профессия, это - образ жизни. Дорога позволяет водителю почувствовать себя по настоящему свободным, увидеть новые места, познакомиться с новыми людьми и получить массу впечатлений, что запомнятся на всю жизнь. Минус один - жизнь на манер колеса: будучи дома рваться в путь, в дороге тосковать по близким и считать дни до возвращения. Но это не беда, поэтому вдарим по газам, и вперед - навстречу неизведанному.