Гибридный автомобиль Toyota Prius
По всему миру Toyota продала уже более 1,2 миллиона Prius'ов. Теперь на рынок пришло третье поколение гибридного седана. Оно сулит увеличение мощности и еще большее сокращение расхода топлива.
Британский юмор порой насквозь пропитан сарказмом. Один эксперт-журналист с английских островов написал, что гибридные модели Toyota «будто созданы для тех, кто вообще терпеть не может машины». Может, тут есть доля правды? Является ли экономичность противоположностью удовольствию?
Беверли Хиллз ездит на Toyota Prius
Американцы считают иначе: Toyota Prius распространяется в стране больших SUV'ов и пикапов словно спам. Среди знатных жителей Беверли Хиллз, где автомобиль нужен не для получения удовольствия, а исключительно для поддержания собственного эго, с высочайшей самоуверенностью на Toyota Prius ездят те, кто желает создать себе имидж интеллигента, открытого миру и заботящегося об окружающей среде. На Роллсе тут играют роль принца. Так что все зависит от обстоятельств. Способ добраться из пункта А в пункт Б с минимальным расходом натуральных ресурсов, разумеется, очень заманчив. Toyota Prius доказывает это в поездке из Штутгарта через Шварцвальд в горы Кайзерштуль.
Toyota Prius сдает экзамен на экологичность
Немного автобана, множество извилистых проселочных дорог. Стиль вождения: вовсе не нацеленный на экологичность, совершение обгонов при появлении возможности. Через 208 километров остановка на заправке: смехотворные 10,7 литра отправляются в бак, средний расход составляет 5,1 литра на 100 километров. Обратно едем по автобану. Здесь можно дольше ехать на полном газу, что позволяет Prius'у после мучительно долгого разгона развить скорость в 190 км/час. Средний расход 8,4 литра на 100 километров. За весь тест в среднем Prius расходовал 5,9 литра, а такой показатель говорит в пользу автомобиля, способного быть семейным и с удобством размещать четырех человек. Так что сочетание электромотора с 1,8-литровым четырехцилиндровым двигателем нового поколения Prius с успехом проходит тест на экологичность.
На электроприводе Toyota Prius может проехать 1,5 километра
Поскольку мы тестировали машину жестче, нежели ее нагружают при повседневном использовании, то очень хочется верить, что перед запятой в расходе топлива может стоять четверка. Да и показания в кокпите, где отображается поток мощности и расход топлива, постоянно бросают вызов бороться за новые рекорды по экономии горючего. И если уж кто-то и нажимает педаль акселератора в пол, то делает он это автоматически и совесть его нечиста. Интересно также проверить режим EV, который включается при помощи кнопки. В этом режиме Toyota Prius едет только на электрическом приводе, двигатель внутреннего сгорания в это время отдыхает. При этом скорость будет не выше 45 км/час, поэтому такой режим больше подходит для движения по городу... И небольших дистанций. Если вам удастся проехать 1,5 километра, пока не лампочка батареи не пожалуется на недостаток заряда, вас можно поздравить. И все же этого достаточно, чтобы маневрировать без выхлопных газов на стоянке или избавить окружающих от шума вашего мотора при движении в пробке.
Ходовые качества нового Toyota Prius стали лучше
Теперь можно представить, какой потенциал скрывает в себе гибрид и на что он будет способен в дальнейшем, когда техника применения батарей будет еще больше усовершенствована. По сравнению с предыдущей моделью Prius сделал огромный шаг вперед в качестве двигательной установки. Да и по другим параметрам он однозначно стал лучше. Рулевое управление работает легко и точно, в нем даже появилась капля спортивности. В целом Prius стал проворнее — это современный переднеприводной автомобиль, который без проблем, а при желании даже быстро проходит повороты, уверенно ускоряется на автобане и отличается пусть и не лучшими, но достаточно хорошими тормозами. И что еще важнее: увеличилась плавность хода. Хотя Toyota Prius едет по дороге не идеально ровно, он научился так поглощать волны покрытия, что они больше не становятся темой для обсуждения среди его пассажиров.
Двигатель Prius'a работает по циклу Аткинсона
Но есть и другие темы для дискуссий. Например, усиливающееся завывание ветра на высокой скорости и необычайно громкий шум колес, которые превращаются на трассе в назойливую какофонию. Или возьмем еще мотор. Он работает по так называемому циклу Аткинсона. Он связан с фазами газораспределения впускных клапанов, улучшает КПД в верхнем диапазоне оборотов и снижает необходимость добавления масла в горючую смесь при полной нагрузке, что ведет к уменьшению выброса выхлопных газов и экономии топлива. Те, кого интересуют детали, могут почитать об этом принципе в Википедии. Но при управлении автомобилем эти тонкости практически незаметны. Принцип Аткинсона отрицательно сказывается на развитии крутящего момента в нижнем диапазоне, поэтому можно с уверенностью сказать, что вряд ли двигатель внутреннего сгорания пользовался бы такой популярностью на протяжении более 100 лет, если бы за основу производители брали цикл Аткинсона.
Toyota Prius не дотягивает до идеала
Однако в сочетании с электромотором, который за счет своей тяги может сгладить трогание с места, ситуация снова меняется. И все же общая картина, к которой следует добавить и такую характерную деталь Toyota Prius, как бесступенчатый вариатор, не слишком впечатляет. Отзывчивость педали газа с очень большим ходом становится особенно медленной при включении режима Eco. У Prius'a имеется и режим Power, в котором основная работа ложится на плечи бензинового двигателя, но тогда ощутимо растет расход топлива. В любом случае испытанию подвергается ваше терпение, пока автомобиль не начнет двигаться как следует.
Водитель должен научиться пассивному стилю вождения
За всеми этими настройками, требующими привыкания, скрывается стремление научить водителя ездить пассивно. Это пойдет на пользу аппетиту гибридного привода. При таком раскладе двигатель внутреннего сгорания воспринимается всерьез лишь постольку поскольку. Он спокойно гудит и не претендует на всеобщее внимание. Все меняется тогда, когда требуется мощность, которая в сумме возможностей поршневого и электрического двигателей составляет 136 лошадиных сил. Тут мотор начинает мучительно реветь и при ускорении остается в том диапазоне оборотов, который позволяет ему развивать лучшую тягу. Звучит все это как старая стиральная машинка в режиме отжима белья и постепенно начинает действовать на нервы. Зато экономить газ и бензин можно даже на автобане. Управлять Toyota Prius — значит учиться... И попрощаться со своей влюбленностью в звучание и обороты четырех цилиндров с турбонаддувом и удивительно точной работой привода.
Неприглядный пластик Toyota Prius
Кроме того, поездка определяется свободой, которую дает нам автомобиль: иметь возможность ехать туда, куда мы хотим. Ведь это тоже может приносить удовольствие. Казалось бы, порадовать должна приятная обстановка в салоне, но и тут у Toyota Prius есть недоработки. Плохой обзор его кузова при плотном движении может легко разозлить, а дешевый пластик салона разочаровывает ввиду цены, которую просят за этот «седан» Toyota. К тому же эргономичность кнопок управления и кучно расположенные цифровые табло никак
Плюсы | Минусы | |
Кузов | — хорошая вместительность салона — большой багажный отсек | — плохой обзор — невпечатляющая отделка пластиком |
Комфорт | — удобные сиденья — хорошее кондиционирование — удовлетворительная амортизация | — к некоторым кнопкам управления нужно привыкать — сильный шум колес |
Привод | — очень эффективный привод — незаметная работа автоматики — большой запас хода | — медленная отзывчивость педали газа — посредственные характеристики движения — ворчливое звучание мотора |
Ходовые качества | — уверенность в поворотах — стабильное ускорение — достаточная проворность — точное рулевое управление | — сильные крены в экстремальных условиях |
Безопасность | — хорошая система безопасности — эффективные тормоза | |
Экологичность | — очень низкий расход топлива — малый выброс выхлопных газов — соответствие нормам Евро 5 | |
Расходы | — небольшие расходы на топливо — трехлетняя гарантия (пять лет на гибридный привод) — небольшой налог | — относительно высокая цена |
Вывод
Гибридный привод Toyota Prius демонстрирует высокую эффективность. Если не брать в расчет ворчание двигателя, придраться практически не к чему. Характеристики движения и уровень комфорта были усовершенствованы. Тем, кто стремится заботиться об экологии, Prius понравится.
Стоимость Prius
Вступление в зеленый рай Toyota Prius обходится недешево. Уже базовая модель стоит 24 950 евро, а комплектация Life, которая проходила наш тест, продается за 26 250 евро.
За эту разницу в цене покупатель получает вместо 15-дюймовых 17-дюймовые колеса с широкими шинами (215/45 R17 вместо 195/65 R15), а также круиз-контроль и кожаный руль.
Примечание: стоимость модели Prius в РФ начинается от от 1 177 000 рублей.
Toyota Prius оказывается выгодным в эксплуатации
Самая дорогая комплектация Executive за 28 250 евро включает еще и автоматическое регулирование ближнего света, светодиодные фары, аудиосистему с Bluetooth и CD-чейнджером, плюс систему открывания дверей и запуска автомобиля без ключа Smart-Key. Общим преимуществом для всех Toyota Prius является очень выгодный налоговый тариф благодаря низкому уровню выброса углекислого газа (до 89 гр/км в нормальном цикле с 15-дюймовыми колесами). На данный момент это наименьший выброс CO2 среди всех бензиновых автомобилей на рынке. Кроме того, Prius недорого обходится в страховании, обслуживании и ремонте. Расходы на ремонт и обслуживание для модели нового поколения, по словам производителя, удалось сократить отчасти за счет того, что здесь нет обычного стартера, генератора и ременных приводов для сопутствующих агрегатов. Главным критерием затрат выступает расход топлива. Впрочем, он, как обычно, напрямую зависит от стиля вождения. Однако достичь показаний ниже 5 литров на сто километров удается без особого труда.
Электронная начинка Prius'a
Электронное управление системы привода доказывает совершенство, которого достигла Toyota в производстве гибридов. И если бы не периодичное доминирование шума мотора, водитель бы совсем не замечал, как бензиновый и электрический двигатели подменяют друг друга в работе (смену типа привода можно увидеть на дисплее).
Экономный расход топлива в режиме Eco
И все же у водителя есть выбор. В режиме Eco предпочтение отдается работе электромотора. За счет этого можно получить минимальный расход топлива. Рядом расположена кнопка, включающая режим Power. Здесь двигатель внутреннего сгорания спонтаннее реагирует на нажатие педали акселератора, а раскрытие потенциала происходит с более выраженным темпераментом. Обратная сторона медали: растет расход топлива. В качестве третьего варианта можно выбрать режим EV, при активации которого Prius едет только на электрическом приводе, сколько это позволяет заряд батареи. При этом максимальная скорость составляет 45 км/час, а запас хода равен примерно 1,5 километра при оптимальных условиях — полностью заряженной батарее, отсутствии подъемов, плавном стиле вождения. Прочие детали электронной начинки Prius'a не представляют из себя ничего особенного. В системе помощи на парковке нет ничего нового, а навигатор хоть и удобен в эксплуатации, оснащен дисплеем с относительно грубой, не соответствующей техническим достижениям графикой.
Prius на каждый день и в испытаниях
Совершенно неудовлетворительный обзор относится к самым значительным слабостям Prius'a. Несмотря на присутствие парктроника маневрировать в стесненном пространстве одно мучение. Не помогает тут и громкое пищание, которое раздается при включении задней передачи и напоминает звучание погрузчика. На дороге и автобане на Prius'e лучше ехать спокойно.
Комфорт не самая сильная сторона Toyota Prius
Если нужно быстро разогнаться, вызвать раздражение могут вялое реагирование бензинового двигателя и его чрезмерный шум на высоких оборотах. Заметная работа по улучшению Toyota Prius отмечается в тех областях классического устройства автомобиля, которые не имеют никакого отношения к гибридному приводу. Руль с электронным приводом стал весьма отзывчивым, управление хоть и не спортивное, но достойное для автомобиля, приоритет которого — экологичность. Тормоза демонстрируют надежность, подвеска работает как следует, но при этом особым комфортом Prius не отличается.